Джайнизм. Махавира

Новые религии в период между 600 и 400 гг. до н.э.

В это время появились новые религиозные идеи. Как мы знаем из предыдущих глав, экономика поменялась, выросли городские центры и развилась торговля. Многие люди стали заниматься новыми различными профессиями и стали противиться кастовой системе и власти брахманов. Таким образом, они были готовы слушать тех, кто выступал против каст и ритуалов, а также кто объяснял загадки мира. Среди тех, кто проповедовал новые идеи были Махавира, Будда, Гошала и Аджита. Идеи первых двух сформировали основу джайнистской и буддистской религий, в то время как идеи последних двух спустя какое-то время перестали существовать.

Джайнизм

Царевич родился в 599 или 540 году до н.э. В Кундаграме, около Вайшали в Бихаре. Его звали Вардхамана. Отцом его был Сиддхартха, глава клана Джнатрика, родственного династии Личхави. Его матерью была Тришала, принцесса Личхави.

Вардхамана был женат на Яшоде и у них была дочь. Но когда ему было 30 лет и его родители умерли, он решил покинуть свой дом и отправиться на поиски истины.

Вардхамана скитался около 12 лет. Он хотел избавиться от всех мирских привязанностей. Он носил одну и ту же одежду, не меняя ее, на протяжении 13 месяцев. Затем он снял ее.

Махавира

На тринадцатый год он достиг озарения. Он был назван Махавирой (великой душой), Джиной (победителем) и Тиртанкарой (создателем брода, то есть он являлся мостом к просвещению). Махавира заявлял, что он был двадцать четвертым в ряду Тиртанкар.

Махавира говорил, что чтобы достичь освобождения (нирвана) от цикла жизни и смерти, человек должен освободиться от кармы (судьбы). Карма являлась последствием действий и мыслей человека в этой и прошлых жизнях. Чтобы освободиться от кармы, человек должен был вести очень дисциплинированный и аскетический образ жизни. В итоге человек должен был освободиться от всего, чем владеет, даже от одежды. Он не должен есть, так как это показывает его желание жить. Когда человек отбросил все желания и постился до смерти, он обретал нирвану (после смерти). Махавира также объяснял сущность мира. Он говорил, что высшего Бога не существует, и жертвоприношения и богослужения были напрасными.

Доброта к людям

Махавира проповедовал, что человек всегда должен стремиться к доброте и ненасилию, всегда должен говорить правду и не брать и не желать чужих вещей. Самое главное, человек не должен ранить или убивать даже животное, насекомое, птицу или растение.

Две группы

Постепенно джайны, последователи Махавиры, разделились на две группы. Дигамбары ушли на юг Индии. Они не носили одежды. Но шветамбары на сервере носили белые одеяния.