Государство Харши

Из всех государств, появившихся на севере Индии после упадка империи Гуптов, самыми значительными стали государства Пушпабхути и Вардханов.

Прахакаравардхана

Пушпабхути правили в Тханешваре, недалеко от Карнала к северо-западу от Дели. У первого царя Прабхакаравардханы была два сына, Раджьявардхана и Харшавардхана, а также дочь Раджьяшри.

Внезапная смерть

Прабхакаравардхана внезапно заболел и скоропостижно скончался. Правителем убедили стать Ражьявардхану.

Вскоре он услышал, что Девагупта, царь Малвы, и Шашанка, правитель Гауды (Бенгалия), убили мужа Раджьяшри Грахавармана.

Раджьявардхана поспешил на помощь. Он победил царя Малвы, но был убит Шашанкой.

Шестнадцатилетний юноша

В 606 году Харше было всего шестнадцать лет. Но он должен был стать царем, воевать против своих врагов и спасти свою сестру. Перво-наперво он вызволил свою сестру, которая скиталась в лесах гор Виндхья. Затем он победил Шашанку и захватил Канаудж.

Конец дерева бодхи

Шашанка продолжал властвовать в Бенгалии и беспокоить Харшу вплоть до 619 года, когда он (Шашанка) умер. Незадолго до этого, шашанка срубил дерево бодхи, почитаемое буддистами, так как под этим деревом на Будду снизошло просветление.

Государство Харши

Империя Харши простиралась по территориям современных штатов Пенджаб, Харьяна, Раджастхан и Уттар-Прадеш.

Он пытался присоединить и южную часть Индии к своему государству, но потерпел поражение на берегах реки Нармады от Пулакешина II, правителя из династии Чалукья.

Рассказывают, что у Харши была огромная армия с 100 000 лошадей и 60 000 слонов.

Путешествующий царь

Империя Харши делилась на провинции. Он любил самолично надзирать за своим государством. Он разъезжал повсюду, проводил ночи в различных местах и выслушивал проблемы людей.

Феодализм.

Харша раздавал дары землей, но не только брахманам, но и некоторым вассалам. Эти вассалам затем собирали с земли налоги. Он отдавали царю часть от сборов. Согласно запискам, считалось, что если царь отдавал часть земли брахману, он приобретал религиозную заслугу, как если бы выполнил жертвоприношение.

Эта система называется феодализмом. Вассалы, которым была дарована земля, назывались феодалами. Эта система уменьшала могущество и прямой контроль царя. Подобные перемены происходили и в Европе.

Города

Канаудж, столица, подробно описана китайским путешественником Сюань-Цзаном: «На западе был Ганг. Город был длиной около 20 ли (китайская мера длины, приблизительно 3 ли = 1 км, а согласно другим источникам, 7 ли = 1 км) и 4 или 5 ли шириной, он был хорошо защищен и полон высоких построек, в нем были прекрасные сады и водоемы с чистой водой. В которых были собраны диковины из чужеземных стран. Горожане были состоятельными и было много семей с очень большим достатком. Люди обладали изысканной внешностью и одевались в блестящие шелка...». Сюань-Цзан описал и другие процветающие города. Но многие старые города, например, Шравасти и Паталипутра были «разоренными пустынями». Археология также указывает на то, что многие города, которые стали приходить в упадок в эпоху Гуптов, теперь были покинуты.

Спад торговли

Торговля между государствами пришла в упадок. Торговля остановилась вместе с распадом Византийской империи. Не было спроса и потребности в различных изделиях, создаваемых ремесленниками. Таким образом, города, основывающиеся на различных ремеслах, прекратили существование или пришли в упадок. Но административные и военные центры по-прежнему были большими, хорошо укрепленными и процветающими.

Наланда

Многие буддисткие монастыри были заброшены. Но Наланда, известный буддистский университет, процветал. Доход от 100 деревень использовался на его содержание. В нем обучались 10 000 буддистских монахов.

Буддизм и Харша

Сначала Харша был последователем Шивы. Затем он стал буддистом. Он запретил убийство животных в своем государстве.

Он организовал встречу в Канаудже для обсуждения Махаяна буддизма. Собрались правители двадцати государств и тысячи священников и монахов. В башне посередине был поставлен огромный золотой образ Будды, и ему совершались богослужения.

Другой сбор был провден в Праяге. После этого Харша расстался со всем, чем владел, даже со своей одеждой. Ему пришлось просить одежду у своей сестры.

Сюань-Цзан объяснил Махаяну буддизм на этом сборе.

Важные книги

Мы много знаем о Харше и его времени, потому что Сюань-Цзан оставил после себя подробное описание всех своих путешествий через государство Харши. Банабхатта, живший при дворе Харши, также написал подробную биографию Харши. И, конечно же, надписи и археологические находки дают нам дополнительную информацию.

Харша правил государством вплоть до своей смерти в 647 году н.э.