Во многих частях Индии исповедовался джайнизм, в то время как буддизм начал утрачивать свою популярность.
Бхагаваты были поклонниками Вишну. Каждому позволялось поклоняться Вишну, включая женщин и шудр. В бхагаватизме не было ни животных, ни других сложных жертвоприношений. Не требовалось никакого интенсивного обучения. Простой веры и набожности было достаточно. Одной из аватар Вишну является Кришна. У Кришны есть много обликов. То он озорной ребенок, то божественный возлюбленный, то великий философ. Главным образом, бхагаваты поклонялись Кришне.
Главным текстом или священной книгой бхагаватов является Бхагават-Гита. Она, предположительно, была написана примерно во втором веке н.э., но стала популярной именно в эпоху Гуптов. В книге описаны три способа достичь Бога — гьяна (мудрость), карма (работа) и бхакти (набожность). Понятие бхакти означало поклонение Богу с любовью и не основывалось на кастах.
Многие люди поклонялись Шиве. В Ригведе Бог Рудра олицетворял раннюю форму Шивы. Шива обладает многими разнообразными обликами. Он является Богом плодородия, а также он — Бог времени (Махакала), который разрушает все на своем пути. Он — Бог аскетов-отшельников, медитирующих на горе Кайлаш, а также он является Богом танца, который, считается, что создал 108 танцев.
В своих записках Фа Сянь описывает медный образ Будды высотой в двадцать пять метров. Прекрасные каменные изображения Будды были созданы в Матхуре и Сарнатхе. На них Будда изображен с нежной улыбкой и полузакрытыми глазами.
Помимо этого, создавались изображения Вишну, Шивы и других Богов.
Некоторые из храмов из кирпича в Бхитаргаоне, Бхитари и Деогархе сохранились до наших дней. В Деогархе были найдены прекрасные терракотовые изображения Вишну.
Образование
В Бихаре был основан университет Наланда. Там студенты изучали буддизм, Веды, философию, логику и грамматику.
Это было период, когда многие произведения, которые до этого передавались из уст в уста и декламировались по памяти, были записаны или приведены к своей окончательной форме. Среди таких произведений были Махабхарата и Рамаяна, некоторые из Пуран, Пачамантра и Смрити или свод законов.
Пураны были полны историй или легенд, в том числе о царях, династиях и Богах. Пачамантра содержала советы царям в форме историй о животных. Свод законов устанавливал правила, согласно которым люди должны жить. Была также разработана грамматика санскрита.
Самым известным поэтом и драматургом той эпохи был Калидаса. Он написал поэмы Мегхадута, Абхиджняна и Шакунтала, Ритусамхара, Рагхувамся и другие книги.
В поэме Мегхадута («Облоко-вестник») якша, разлученный со своей женой, посылает ей весть с помощью облака. Облако путешествует от юга до Гималаев, и все реки, горы и города, на которыми оно пролетает, поэтически описаны. По достижении Гималаев, взору облака предстал волшебный город. Якши обитали там с прекрасными женщинами, которые жили в белых домах, чьи хрустальные террасы отражали звезды, как цветы.
Рагхувамса рассказывает историю о Раме. Ритусамхара описывает времена годра и различные чувства, связанные с ними. Самой известной поэмой Калидасы является Абхиджняна Шакунмала, история о царе Душьянте и Шакунтале.
Еще одним замечательным драматургом той эпохи был Шудрака. Он написал пьесу Мриччхакатика или «Глиняная повозка». Это история о любви. Она рассказывает о любви Чарудатты, бедного брахмана, к девушке Васантасене. Другим выдающимся писателем был Бхаса. Он написал ряд пьес, из которых тринадцать сохранились до наших дней. Одна из них Свапнавасавадамма - «Мечта Васавадатты». Также развивалась наука и математика. Ромака-сиддханта была книгой по астрономии. Арьябхата, занимавшийся математическими расчетами, написал труд под названием Арьябхатия.
Золотой век?
Это был период развития и расцвета искусства, литературы и техники. Люди жили в достатке. Развивались новые идеи. Поэтому-то эта эпоха была названа «Золотым веком».
Но среди всего этого все же были заметны признаки начинающегося упадка. Еще до прихода в страну гуннов, города и торговля начали приходить в упадок.
Литература